Подать объявление Москва
26 апреля

Спасите малый бизнес

спасите малый бизнес  - новости на портале Market-FMCG.ru

Наступление сетей невозможно остановить, а малый бизнес вынужденно отступает. Закон о торговле морально устарел, а новые ограничения ритейла ничем не поможет малому бизнесу. Как же выжить и ответить на новые вызовы небольшим предприятиям?

Крупный ритейл отбирает бизнес у малых предприятий

Ползучая монополизация ритейла стала проблемой номер один для малых предприятий по все й стране. К сожалению, эта проблема не освещается так, как этого хотелось бы предпринимателям. Потребители даже и не догадываются, что крупные торговые сети пожирают маленькие магазинчики. Механизма по борьбе с монополией ритейла пока не существуют. За прошедший год число жалоб от предпринимателей, что ФЗ 381 вовсе не защищает малый бизнес о  давления ритейла. Согласно статье 14 доля ритейла ограничивается 25% присутствия, а малому и среднему бизнесу должно оставаться 75%. Однако это только на бумаге. Ограничения действуют только в локальном районе, и если доля присутствия достигла 25 %, никто не мешает этому ритейлу открывать магазины в соседнем. Также закон не учитывает совокупного объема ритейлеров, потому что расчет идет по каждой сети в отдельности. Так в одном районе достаточно 4 ритейлеров, чтобы занять весь рынок.

В крупных городах сети представлены шире, но рынок все же остается конкурентным, приблизиться к уровню 25 % сложно. Однако в районах и малых городах  условия диктуют ритейлеры.

Выжить любой ценой…

Когда активно открывают магазины федеральные сети, местные торговые предприятия пытаются выезжать за их счет. Начинают копировать дизайн и фирменные цвета своих сетевых конкурентов. Однако все это запрещено законом, и в итоге нарушители вместо процветания получают штрафы.

Пока посчитают, разориться можно

В УФАС считают, что угрозы монополизации рынка ритейлом нет, и малые предприятия раздувают из мухи слона. Однако система мониторинга происходит слишком медленно. Уходит много времени на подсчеты и предписания, а в этот период многие предприятия уже успеют разориться.

Иногда сетевые компании объединяются в ГК, тогда доля рассчитывается для группы. Предприниматели требуют, чтобы расчеты по району для всех ритейлеров, даже не состоящих в группе рассчитывались как для групп. Однако в ФАС с этим не соглашаются, считая, что следует учитывать специфику каждого региона. В районных городах бизнес развит плохо, проблема  с рабочими местами. В таких населенных пунктах строительство даже одного торгового центра сделает одного ритейлера монополистом на рынке.

Запасной план?

Национальный план по развитию конкуренции определяет основные принципы государственной политики в отношении экономической  эффективности  и конкуренции  объектов на ранке. Именно этот указ не терпит монополизацию и нечестную конкуренцию. Согласно документу планируется создать одинаковые условия для всех торговых предприятий и свободу экономической деятельности по всей стране. Однако как на деле применить задуманное? В этот план не вписываются многие районы, тем более, что нельзя заставить малый бизнес открывать больше магазинов, чтобы сеть не заняла доминирующую позицию. Да и завлечь покупателя сложно, так как конкурировать по цене с сетевыми магазинами небольшие точки точно не смогут.

Все исправить можно лишь объединив усилия органов власти и местного самоуправления в каждом районе. На уровне регионов же действует своя программа развития конкуренции. Торговля всегда была самой конкурентной средой. Но рынок не исчерпал всех своих возможностей, сегодня для покупателей важным при выборе магазина стала не только цена, но и качество обслуживания. Торговые сети привлекают внимание потребителя вежливыми продавцами, новыми технологиями и прочим. Такие различия между ритейлом и несетевыми магазинами заметнее на уровне небольших населенных пунктов.

 

Чтобы ответить на вызов ритейла, малый бизнес должен трансформироваться и изменить формат работы. Можно найти свою нишу в продаже эксклюзивной продукции, и это может стать «изюминкой», ведь торговые сети нацелены на ширпотреб. Стоит обратить внимания на небольшие производства типа мини-пекарен и тому подобного. Это не интересно сетям, зато интересно малому предпринимателю. А еще хорошо бы наладить государственную поддержку, о которой так много говорили, но на деле все никак это не проявилось.  Региональные бизнес-сообщества все активнее пытаются достучаться до органов власти и обратить внимание на проблему исчезновения малого бизнеса. Выбор остается за предприятием: ждать поддержки свыше или выживать самому.

Рейтинг: 5 Голосов: 2
Оценка:  5 4 3 2 1

Объявления по теме