Подать объявление Москва
12 апреля

Как поставщики объединяются для доставки товаров в розничные сети

как поставщики объединяются для доставки товаров в розничные сети   - новости на портале Market-FMCG.ru

Главная задача логистики — не просто перевезти груз из точки А в точку Б. Поставщику надо доставить груз вовремя, в сохранности и с минимальными затратами на перевозку. Как снизить эти затраты, рассказывает эксперт по логистике Михаил Чушков

Ситуация на продовольственном рынке России

Большинство производителей продовольственных товаров используют три основных канала продаж — розничные сети, дистрибьюторов и e-commerce.

Для федеральных поставщиков, которые стремятся работать по всей стране, важнее всего первый сегмент — розничные сети. На них приходится порядка 50% от объема продаж поставщиков в денежном выражении. Если оценивать объемы поставок, то доля может достигать и 60–80%.

Уже долгое время на рынке наблюдается стремительный рост розничных сетей. Сегодня крупнейшие игроки — X5, «Магнит», «Дикси», «Лента», «Красное & Белое» — занимают около 26% рынка розничных продаж продовольственных товаров.

Учитывая планы розничных сетей по расширению, в ближайшие пять лет этот показатель может вырасти до 45%. Поэтому уже сейчас можно предположить, что в скором будущем рынок продовольственных товаров в России станет похож на европейский, где на ведущую пятерку розничных сетей приходится более половины продаж поставщиков.


Фото: РБК
Поставщики, которые хотят построить успешное будущее, должны наладить эффективные и продуктивные отношения с розничными сетями, а также быть готовыми к вызовам, стоящим за их расширением. В противном случае поставщики рискуют.

Гонка в регионах

Один из основных источников роста продаж для российских ретейлеров — экспансия в регионы. Для того чтобы она была успешной, ретейлерам надо грамотно выстраивать логистику, а с учетом российской географии это довольно сложная задача.

Обеспечить нормальный уровень снабжения магазинов в регионах позволяют распределительные центры. Задача таких центров — обеспечить доставку товара в розничный магазин в течение суток.

На данный момент у крупнейших ретейлеров страны X5 и «Магнита» уже 42 (в том числе 17 в Центральном регионе) и 34 (в том числе восемь в Центральном регионе) распределительных центра соответственно. В последние годы оба наиболее активно открывали такие центры в регионах.

Из-за обширной территории России и экспансии в регионы логистические траты ретейлеров возрастают. Мало того, что есть транспортные издержки, так еще надо держать большие запасы товара на складах. Поэтому ретейлеры постоянно стремятся оптимизировать логистику.

В последнее время в фокусе внимания ретейлеров находятся следующие задачи:

сокращение затрат на транспорт — розничные сети все чаще требуют от поставщиков отправлять грузы напрямую в региональные центры;
сокращение запасов на складах — сейчас продукция поставщиков проводит в региональных центрах крупнейших сетей около 13–16 дней, ретейлеры стремятся сократить этот срок как минимум вдвое;
углубленная интеграция систем поставщика и ретейлера, а также обмен данными.
Что это означает для поставщиков

Стремясь сократить запасы и оптимизировать логистику, ретейлеры тем самым усложняют жизнь поставщикам. Им приходится мириться с увеличением затрат на логистику. При этом значимость розничных сетей для продаж не всегда позволяет поставщикам добиться оптимальных условий поставки.

Ретейлеры не снижают требований по уровню сервиса при доставках в региональные центры, поэтому у поставщиков остается два варианта:

Открыть региональный склад и держать там запас продукции, чтобы оперативно реагировать на заказы розничных сетей;
Увеличить расходы на транспорт, чтобы обеспечить больше поставок с центрального склада в регионы.
Большинство компаний в России выбирает второй сценарий. Однако лишь 5% российских поставщиков получает заказы на доставку в региональные распределительные центры в объеме не меньше одной еврофуры (33 палеты — самый оптимальный способ доставки на большие расстояния с точки зрения логистики).

Многие поставщики не выходят за границы своего региона из-за высокой стоимости товара, которая делает работу в других регионах нерентабельной. При этом чем больше поставщик, тем ниже доля логистических расходов по отношению к стоимости товара.

Менее крупные поставщики вынуждены переходить на сборную доставку — объединяться с другими поставщиками и вместе отправлять грузы на склады консолидации, откуда продукция впоследствии отправляется на региональный склад, а затем в распределительные центры.

Некоторые поставщики и вовсе отказываются от поставки товара в другие регионы из-за высоких затрат на транспорт, вследствие чего продажа товара по согласованной цене становится нерентабельной.

Как оптимизировать сборные поставки

Сегмент сборной доставки растет довольно быстро. Но средний уровень загруженности транспорта у операторов сборных доставок составляет 70% (иными словами, среднестатистическая машина едет на треть пустой). Транспортные компании это понимают и закладывают издержки в тарифы, а платить приходится опять же поставщикам.

С одной стороны, сборные поставки обходятся поставщикам дешевле, чем перевозки в собственном полупустом грузовике (но все равно дороже, чем в полном). С другой — тарификация транспортных компаний зачастую непрозрачна: чем меньше партия, тем дороже обходится перевозка одной палеты независимо от уровня утилизации транспорта.

Интересной тенденцией последнего времени стало то, что поставщики начали самоорганизовываться, чтобы снижать транспортные затраты при поставках в розничные сети. Такой уровень самоорганизации можно назвать абсолютно уникальным на мировом уровне.

Компании консолидируют заказы на складе транспортной компании под согласованный график, добиваясь максимальной загрузки, после чего та доставляет грузы напрямую на склад розничной сети. В мире этот процесс называется пулинг: он известен давно, но в России начал активно использоваться именно сейчас.

Пулинг работает на онлайн-платформе с расписанием отправок, так поставщики могут выбрать удобное время и «поделить» транспорт между собой.

Участники получают от транспортной компании специальный пониженный тариф на доставку товара при условии, что машина перевозчика будет загружена до определенного объема (обычно 25 палет). Тариф устанавливается для одной палеты. Он одинаков для всех компаний, которые везут товар вместе. Если транспортная компания набирает в рейс более 25 палет, то цена доставки одной палеты становится сопоставимой с перевозкой полной фурой. Если нет — компании платят по тарифу обычной сборной поставки.


Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости
Главное преимущество пулинга заключается в том, что размер заказа нивелируется. Получая от розничной сети даже небольшие заказы, компания может потратить на перевозку столько же, сколько крупнейшие международные поставщики.

В итоге пулинг выгоден обеим сторонам:

поставщики получают возможность сэкономить до 50%, ликвидировать простои и ускорить поставки в среднем на сутки;
розничные сети могут заказывать поставки чаще, отказаться от минимальной партии и снизить нагрузку на склад.
Казалось бы, транспортные компании при этом остаются в проигрыше. На самом же деле пулинг позволяет им увеличить объемы перевозок за счет появления новых клиентов, сокращения простоев и более высокой загрузки транспорта.

Рейтинг: 5 Голосов: 1
Оценка:  5 4 3 2 1

Объявления по теме