Подать объявление Москва
24 ноября 2017

Госрегулирование торговых наценок: да или нет?

госрегулирование торговых наценок: да или нет? - новости на портале Market-FMCG.ru

 

Вопрос государственного регулирования торговых надбавок на продтовары пока окончательно не решен. И вот на днях снова в СМИ появилась информация о предложении депутатами Госдумы все же применить практику госконтроля цен на продукты. Законопроект даже уже отправлен на рассмотрение. Нужно ли действительно наделять органы власти полномочиями контроля торговой надбавки, неужели участники рынка в вопросе ценообразования вышли за все рамки и беспредельничают? Есть ли действительно у государства возможности такого регулирования цен на продукты?

 

Неужели все так плохо?

Тренд на рост цен на продтовары существует не только в России, но и во всем мире. И эта проблема все больше волнует власти. Возможно, поднятие такой проблемы является политическим ходом предвыборной кампании лидеров партий. Однако единственным выходом депутаты видят государственное вмешательство в коммерческую деятельность.

По мнению авторов инициативы во всем виноваты торговые компании, именно их обвиняют в росте цен на продукты. Чтобы сдержать их предлагается ограничить торговую наценку. Но решит ли это проблему?

Что хотят предложить?

Документ, предложенный КПРФ, предлагает Правительству установить предельные размеры торговых наценок на отдельные продукты и предельные размеры удельного веса некоторых импортных сельскохозяйственных продуктов. Регионы наделяются властью устанавливать перечень отдельных продуктовых групп, на которые устанавливаются предельные значения наценки.

При этом региональные власти могут дополнять список товаров, установленный Правительством, а размер надбавки не сможет превышать уровень, установленный кабинетом министров.

«За» и «против»

Если говорить о последствиях такого вмешательства в бизнес, то скорее больше «против»:

  • Стремление властей снизить цены любой ценой приведут к обратному эффекту: росту цен на дефицитные продукты, сокращению ассортимента (так как сеть лучше не будет продавать такие товары совсем, чем реализовывать их ниже рыночной цены).

  • Неправильно в длинной цепочке ценообразования регулировать только конечное звено, это совсем не поможет снизить цены, нужно работать по всей цепочке.

  • Производители могут ограничить свое предложение таких продуктов, которые зависят от урожайности и климатических условий, так как им будет невыгодно поставлять товар на полки по низким ценам.

  • Ритейлеры под давлением властей пойдут на сокращение ассортимента социально значимых продуктов или будут стремиться компенсировать потери за счет удорожания других категорий, следают упор на СТМ.

  • Создание невыгодных условий для сетей приведет к их давлению на поставщика и замещение продуктов на более дешевые импортные.

Нужно ли вмешиваться?

В рамках рыночной экономики ценообразование должно быть свободным. Наценка торговых сетей не регулируется законом. Здесь должны работать механизмы рынка: если рынок конкурентный , то именно конкуренция устанавливает торговые наценки. Ритейлер не будет делать наценку 100%, если рядом продают такой же продукт с 10 % наценкой.

Тем более, что предложенный документ противоречит Конституции ( статья 8), так как фактически предлагается региональное ценообразование. Так же предложения противоречат договоренностям, принятым в рамках ЕАЭС и в целом противоречит законодательству РФ.



Цены регулируется уже давно?

Во-первых, есть перечень социально значимых товаров, где наценка уже ограничена предельно допустимой розничной ценой. Однако механизм с момента принятия закона пока е применялся.

Во-вторых, неоправданным завышением цен занимается ФАС. Однако не всегда этот орган в силах повлиять на ситуацию: это возможно при установлении и доказательстве факта сговора или использования поставщиком своего доминирующего положения (занимает более 35% рынка). В остальных случаях ФАС бессильна.

В-третьих, госрегулирование цен обычно используется как крайняя мера, причем временная для достижения социально значимых целей. Постоянный контроль не оправдан.

Пока в первом чтении закон о государственном регулировании наценки на продукты был отклонен. Но, видимо, не снят окончательно. Если инициатива является частью предвыборной кампании, то к ней еще вернутся после доработки.

Рейтинг: 5 Голосов: 1
Оценка:  5 4 3 2 1

Объявления по теме